Что такое гламур? Cтиль или социальное явление, проникающее во все без исключения сферы современной жизни? Это красивое и таинственное слово как-то странно и незаметно вползло в нашу жизнь и, принимая самые разные смысловые обличия, стало употребляться всеми и везде, к месту и не к месту.
Слово «гламур» появилось на страницах российской прессы в начале 90-х годов и, подобно эху, полетело, передаваясь из уст в уста, обрастая новым смыслом и теряя смысл первоначальный. В России под эти словом подразумевается разное – для одних гламур – это настоящий шик, изысканный вкус, для других - пошлость, мишура, дурновкусие.
По поводу гламура разгораются споры, делаются умозаключения, выводятся теории и концепции. Говорить про гламур модно, Ругать гламур тоже модно. Причем все, кто увлечен этой животрепещущей темой, говорят и спорят о ней так серьезно, что, слушая эту словесную эквилибристику, действительно начинаешь думать, что гламур – это вселенское зло. И если красота должна мир спасти, то гламур то, как раз, его и погубит. Мы все живем в опасном гламурно-глянцевом мире, олицетворением которого, являются глянцевые журналы и телевизионные передачи, лакирующие действительность, заменяющие глубокий смысл эффектным зрительным рядом.
А так ли уж страшен гламур? Или страшна та ненормальная шумиха, которая поднялась вокруг слова означающего… А что собственно оно означает?
Когда-то очень давно в средневековой латыни было слова grammatica, что в переводе с латинского означало учение. Затем оно попало во французский язык, разделившись на два самостоятельных понятия: grimoire — колдовская книга, собрание заклинаний и grammaire —обучение. Последнее отправилось из Франции в Англию, где в XII веке трансформировалось в английское gramarye, а затем в grammar, сохранив при этом первоначальный смысл — знание, обучение. Витиеватый путь этого слова продолжился в Шотландии – там оно вновь распалось на два значения grammar - знание, обучение, осталось неизменным, а появившееся glamour, стало означать – колдовство, наведение чар и т.д. Такая версия изложена в Merriam-Webster Online Dictionary
В России слово «гламур» впервые зафиксировано в «Словаре иностранных слов» В. В. Бурцевой и Н. М. Семеновой, изданном в 2003 году. Словарная статья объясняет, что термин употребляют, когда говорят о ком-то, либо о чем- то чарующем, обворожительном, пленительном, иногда иллюзорном, обманчивом, о чем-либо нарочито красивом в противоположность бытовому, ординарному. Отечественные лингвисты, оставляя без комментариев «шотландский след», единодушно считают, что в русском языке слово «гламур» (glamour) позаимствовано из современного английского языка, в котором оно означает «роскошь, шик обаяние, чары». А в английский язык слово пришло из французского, где «glamour» - это «обаяние, привлекательность» (словари к этому прибавляют: о киноактрисах). (Версия «Толкового словаря иноязычных слов» под авторством Л. П. Крысина, 2005 год).
Но самые таинственные превращения с «гламуром», конечно же, произошли в России. И все-таки из сложного «смыслового винегрета», стоит вытащить словосочетание «стиль гламур» и поговорить именно о нем.
Стиль – это когда нет ничего лишнего и случайного. Стиль – это когда органично, когда все точно найдено, угадано. Поэтому употреблять значение «гламурный» или «гламурная» по отношению ко всем, кто движется в направлении дорогого бутика с карманом полным денег не совсем правильно. Не может, кто угодно, заскочить в люксовый магазин, накупить вещей по принципу «модно и престижно», и выскочить из него уже гламурным.
Хотя сейчас этот стиль полностью отождествили с богатством, тошнотворным словосочетанием «модная тусовка», с шоу-бизнесом, многочисленными презентациями и премиями за «гламурные заслуги» перед самим собой, отечеством, зрителем и читателем. И чем больше наблюдаешь за новым русский гламуром, тем больше понимаешь, что есть роскошь и богатство, но нет чар, нет шика, нет загадки, очарования, волшебства. Есть просто отчаянно веселящаяся публика, а настоящий гламур, «канул в лету» вместе со своей эпохой. А современным барышням иногда хочется посоветовать надеть на себя шикарное платье, драгоценности, завить локоны, застыть и молчать, молчать, молчать! Потому, что когда они начинают жестикулировать и говорить гламур улетучивается.
Роскошный и изящный гламур пришел в жизнь из голливудских фильмов 30 -40 годов. Это был стиль кинозвезд в умопомрачительных туалетах, созданных парижскими кутюрье и голливудскими костюмерами. Во Франции этот стиль получил название «стиль Одеон» в честь знаменитого эстрадного театра.
Гламуром повеяло с экранов еще в20 годы. Кумирами женщин являлись знаменитые голливудские актрисы немого кино - Глория Свенсон, Мэри Пикфорд, Пола Негри, Клара Боу, Луиз Брукс. Ими восхищались, им подражали, их образы оказывали огромное влияние на массовую моду.
Великая Мадлен Вионне, которую по праву называют архитектором в моде, в 20-е годы изобрела новый метод раскроя ткани по косой линии и искусные драпировки. Ее знаменитые шелковые вечерние платья, струящиеся вдоль тела, определили силуэт 20-х и 30-х годов. Они изменили не только гардероб, но и вообще отношение женщин к одежде и к самим себе. Стиль Вионне считался символом элегантности.
Голливудский кинематограф 30-х годов - это время расцвета индустрии по производству кинозвезд. Костюмеры «фабрики грез» изобретали фантастические туалеты, подчеркивающие ослепительную, искусственно созданную красоту популярных актрис. Их платья поражали воображение зрителей обилием перьев, блесток и мехов.
Мода, пропущенная через голливудские кинофильмы и соединенная с продуманными до мельчайших деталей, совершенными образами экранных героинь и героев, имела особое воздействие на женщин, находящихся по другую сторону экрана. Они изо всех сил старались походить на сказочно красивых людей из популярных фильмов.
Благодаря кинематографическому великолепию в вечерней моде 30-х и 40-х годов появился стиль гламур. Соответствовать гламурным образам круглосуточно было сложно, Зато вечерний туалет мог мгновенно превратить женщину в загадочную и прекрасную звезду.
Для вечерних выходов женщины надевали преимущественно длинные платья, с большими декольте, особенно на спине. Вошли в моду блестящие ткани - атлас, ламэ золотого и серебряного цвета, парча, а также отделка из меха и перьев, вышивка пайетками, стразами, блестками.
Отшлифовывая блистательные образы кинодив, мастера костюма, во времена «золотого века» Голливуда, обычно оставались в тени своих знаменитых моделей. Но, несмотря на это, творчество виртуозов своего дела, таких как Джилберт Адриан долгое время работавший на «Метро Голдвин Майер», костюмер студии «Коламбия пикчерз» Жан Луи, или легендарная Эдит Хед, до сих пор вдохновляет современных кутюрье. Многие платья, искуснейшего творца Адриана, прикоснувшегося к экранным образам Кэтрин Хёпберн, Джин Харлоу, Джоан Кроуфорд, Греты Гарбо становились бестселлерами и их начинали тиражировать. Адриан умел уловить стиль, соответствующий характеру не только персонажа, но и самой звезды.
С 1938 года на киностудии «Парамаунт» имидж звезд создавала Эдит Хед. С именем этой женщины связаны лучшие фильмы столетия. Эдит Хед так искусно умела скрыть недостатки фигуры, что кинодивы считали ее лучше любых кутюрье. Она до 50-х годов одевала Лиз Тейлор, Аву Гарднер, Грейс Келли и многих других актрис, продолжая вносить в облики их героинь гламурные ноты. Платье Грейс Келли из фильма «Окно во двор» (1954 год) произвело фурор, его копировали и успешно продавали в магазинах готовой одежды.
В 30 – 40 годы «фабрика звезд» воспевала на киноэкране образ ослепительной женщины. Неважно, была ли актриса также ошеломляюще хороша как Ава Гарднер, являлась ли обладательницей кукольного личика, подобно Джин Харлоу, или, как немного вульгарная простушка Мэй Вест не особо отличалась красотой – зритель видел только одно - стиль, отточенный до совершенства, воплощенный в чарующем женском облике.
Рядом с ослепительной женщиной должен был находиться великолепный, с иголочки одетый мужчина. И с этой задачей Голливуд справлялся также виртуозно.
Тщательно выполненный макияж, с акцентом на губах, тонкие изогнутые брови, накладные ресницы, волны и локоны, и, конечно же, идеально пообобранные аксессуары – маленькие сумочки, гармонирующие с туфельками, перчатки и шляпки, элегантные украшения, меховые боа – все это было необходимо модной женщине, чтобы выйдя вечером «в свет», соответствовать гламурному образу любимой кинодивы.
Струящиеся, повторяющие линии тела силуэты платьев, требовали и особого нижнего белья. В 1931 году американская компания «Lastex» предложила нижнее белье с латексом, делающим его эластичным. Очень популярным стало корсетное нижнее белье. Специальные бюстгальтеры создавали пышную форму груди, а эластичные пояса для чулок утягивали талию и бедра, при этом белье было практически незаметно под одеждой.
Для того, чтобы почувствовать и понять по настоящему, что такое стиль гламур, нужно смотреть фильмы, в которых играли актрисы, олицетворившие свое время, ставшие эталоном стиля, и оставшиеся в истории, как истинные законодательницы моды.